35 км от города Лиды и в 2-х км от реки Неман в местечке Березовка находится стеклозавод «Неман». У завода большая и интересная история, помимо выпуска хрустальных изделий и декоративно-прикладной продукции, завод занимал важное и уникальное место в экономическо-художественном цикле монументальной живописи. На заводе были самые лучшие условия в СССР  для изготовления литых витражей: большая палитра и мощные печи для варки стекла.
       В начале 1880-х гг. помещик Ленский открыл небольшой стекольный завод или как называли в то время гуту  (hutte с нем. горная печь). Место было выбрано не случайно, вода и песок — основные составляющие стекольного дела. Топили березой, именно это дерево дает высокую температуру, так появилось название поселка. В 1891 г. завод арендовали Вильгельм Краевский и Юлиус Столле, в 1897 г. открылась фабрика «Новая гута», которая потом получила название «Неман». Продукция завода стала популярной, производство расширилось, к 1913 г. на заводе было 4 печки для варки стекла и работало больше тысячи человек. На заводе сформировались собственные рабочие династии, некоторые из которых продолжают работать до сих пор.  В советское время каждый третий житель Березовки работал на заводе. При заводе был собственный оркестр.
     После разделение страны в 1921г. по условиям Рижского мира на Западную и Восточную Беларусь, завод  оказался на польской стороне. После объединения в 1939 г. завод был национализирован, практически полностью разрушен во время войны и восстановлен в конце 1940-х гг.
     В конце 1950-х гг. на заводе начинается новый период: открываются новые цеха и технологическая лаборатория. Новый этап в первую очередь был связан с новыми именами художников, Людмила Мягкова и Владимир Мурахвер, выпускники Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, приехали на Неман в 1959 г.  В 1960-е гг. на заводе начали работать Валентина  Дзивинская, Владимир Жохов, Петр и Татьяна Артемовы, Исаевич. эстонские художницы Сильвия Раудве и Керсти Вакс, из Львова приехал Анатолий Федорков. В 1970-е на Неман приехал выпускник Пражской школы Аркадий Анищик.
    Это было поколение художников новаторов и экспериментаторов. Культурная политика времени позволяла  создавать оригинальные авторские произведения, а не только эталоны для массового производства. Основой для экспериментов часто становилась старинная гутная техника,  когда мастер с помощью специальной трубки выдувал расплавленную до 1000 градусов стеклянную массу.
В конце 1970-х нач. 1980-х  гг. на завод пришло следующее новое поколение художников Татьяна Малышева, Галина Сидорович, Ольга Сазыкина, Майре Пююкко. Так в одном месте сплелились традиции нескольких школ: таллинской, пражской, ленинградской, львовской, беларуской.
     В январе 1965 г. на стеклозавод Неман приехали литовские художники витражисты: Альгимантас Стошкус. В начале 1960-х гг. Стошкус начал экспериментировать с скульптурными композициями, состоящими из различных стеклянных блоков. Идею он подсмотрел у чешских художников. На Немане была большая цветовая палитра — 14-16 цветов и горшки на 350 кг для варки стекла,  соответствующие технологии. С витражистами работал главный технолог завода Павловский Евгений Филиппович.      
     Первый витраж был сделан для кинотеатра Октябрь в Москве (1967), следующим стала работа Казимираса Моркунаса. Под руководством или контролем Павловского были сделаны витражи для всех ЭКСПО, в которых принимал участие Советский Союз. Трогательная история на ЭКСПО 1980-го г. в Австралии Маркунас, его витражи были в экспозиции смог встретится со своим братом, работавшим дизайнером у Форда —они не виделись 30 лет.
     Литой витраж собирается из различных стеклянных блоков. Блоки  скрепляются бетонной сеткой. Толщина блока может доходить до 30 см. Стеклянные блоки отливали в специальных формах, сделанных по рисункам художников. Для железных форм существовали особые вставки, чтобы у стекла появился рельеф или дополнительные грани. Количество граней влияет на глубину  цвета.    
     В горшок для варки насыпали шифт (стеклобой). Краситель обычно добавляли сразу, обязательно проверяли чтобы не было пузырей, и если при варке образовался газ, то делали барботаж — процедура выпускания газов на поверхность. Температура варки стекла составляла 1300 градусов. Варили обычно 16 часов.  После чего стекло заливали в форму и охлаждали несколько дней в специальной печке лере, где температура на 200-300 градусов  была меньше чем при варке. Изначально стекло не имело цвета, цвет проявляется позже. Над палитрой и технологиями работала целая команда. Для цвета добавляли кобольт, никель, хром, медный купорос.  
Техника литого витража стала популярной. В итоге на Неман приезжали делать работы со всего Советского Союза, очередь растягивалась на несколько месяцев. Здесь были сделаны витражи для метро в Ташкенте, художница Ирэна Липке,  и в Киева. На Немане много работал художник монументалист из Ижевска — Сергей Медведев.
     Последний витраж, при создании которого участвовал главный технолог завода Неман, заказал последний министр цветной металлургии Владимир Дурасов. Министр хотел витраж с химическими элементами, которое соответствуют знакам зодиака и редкими землями с всего советского пространства. Редкие металлы и элементы специально доставили на самолете.
       В начале нулевых производство литых витражей прекратилось, цех был закрыт, печи разрушены.